ГОСТы

(ГОСТ Р 22.8.01-96) Безопасность в чрезвычайных ситуациях. ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. Общие требования

ГОСТ Р 22.8.01-96
Группа Т58

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Общие требования

Safety in emergencies.
Elimination оf emergencies.
General requirements

ОКС 13.020
ОКСТУ 0022
Дата введения 1998-01-01

РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ВНИИ ГОЧС) при участии группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"

ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 28 ноября 1996 г. N 654

ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Стандарт разработан в обеспечение реализации Законов Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", "О пожарной безопасности"

ВНЕСЕНО Изменение N 1, принятое постановлением Госстандарта России от 31.05.2000 N 148-ст, введенное в действие с 01.01.2000 и опубликованное в ИУС N 8, 2000 г.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к ликвидации природных, техногенных, биолого-социальных и военных чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Положения настоящего стандарта применяются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

Настоящий стандарт применяется совместно с ГОСТ Р 22.2.04, ГОСТ Р 22.2.05, ГОСТ Р 22.3.01, ГОСТ Р 22.3.02, ГОСТ Р 22.3.03, ГОСТ Р 22.6.01, ГОСТ Р 22.9.02, ГОСТ Р 22.9.04.

 

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ.

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

  • ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий
  • ГОСТ Р 22.0.03-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
  • ГОСТ Р 22.0.04-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
  • ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
  • ГОСТ Р 22.2.04-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и катастрофы. Метрологическое обеспечение контроля состояния сложных технических систем. Основные положения и правила
  • ГОСТ Р 22.2.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и катастрофы. Нормируемые метрологические и точностные характеристики средств контроля и испытаний в составе сложных технических систем. Формы и процедуры их метрологического обслуживания. Основные положения и правила
  • ГОСТ Р 22.3.01-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Общие требования
  • ГОСТ Р 22.3.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Лечебно-эвакуационное обеспечение населения. Общие требования
  • ГОСТ Р 22.3.03-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения
  • ГОСТ Р 22.6.01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Общие требования
  • ГОСТ Р 22.9.02-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Режимы деятельности спасателей, использующих средства индивидуальной защиты при ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах. Общие требования
  • ГОСТ Р 22.9.04-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства поиска людей в завалах. Общие технические требования

 

3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

3.1. В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.

3.1.1. Биологическая разведка в зоне ЧС: сбор и передача данных о биологической обстановке в зоне ЧС.

3.1.2. Инженерная разведка в зоне ЧС: сбор и передача данных об инженерной обстановке в зоне ЧС.

3.1.3. Медицинская разведка в зоне ЧС: сбор и передача данных о медицинской обстановке в зоне ЧС.

3.1.4. Радиационная разведка в зоне ЧС: сбор и передача данных о радиационной обстановке в зоне ЧС.

3.1.5. Химическая разведка в зоне ЧС: сбор и передача данных о химической обстановке в зоне ЧС.

3.1.6. Санитарно-эпидемиологическая разведка в зоне ЧС: сбор и передача данных о санитарно-эпидемиологической обстановке в зоне ЧС.

3.1.7. Пожарная разведка в зоне ЧС: сбор и передача данных о пожарной обстановке в зоне ЧС.

3.1.8. Санитарно-эпидемиологические мероприятия в зоне ЧС: поддержание санитарного состояния в зоне ЧС, проведение контроля за состоянием территории, в том числе систем водоснабжения, канализации, запасов продовольствия, канализирования объектов с применением средств экстренной профилактики, а также проведение в зоне ЧС работ по дезинфекции, детоксикации, дератизации и дезинсекции с целью предупреждения или ограничения возможности появления и распространения эпидемий и эпизоотий.

3.1.9. Дезинфекция: процесс уничтожения или удаления возбудителей инфекционных болезней человека и животных во внешней среде физическими, химическими и биологическими методами.

3.1.10. Детоксикация: разрушение во внешней среде токсинов, представляющих собой соединения бактериального, растительного и животного происхождения.

3.1.11. Дератизация: профилактические и истребительные мероприятия по уничтожению грызунов с целью предотвращения разноса инфекционных заболеваний или экономического ущерба от них.

3.1.12. Дезинсекция: процесс уничтожения вредных насекомых, сельскохозяйственных вредителей, осуществляемый физическими, химическими и биологическими методами.

3.1.13. Остальные термины - по ГОСТ Р 22.0.02 - ГОСТ Р 22.0.05.

4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

4.1. Ликвидацию ЧС проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны ЧС, прекращения действия характерных для них опасных факторов.

4.2. Ликвидация ЧС включает следующие основные мероприятия:

  • разведку с целью выявления вида ЧС, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны ЧС, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне ЧС;
  • анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне ЧС;
  • принятие решения на проведение аварийно-спасательных работ и других неотложных работ;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • обеспечение процесса ликвидации ЧС;
  • жизнеобеспечение населения и сил ликвидации ЧС.

 

5. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ.

5.1. Разведка в зоне ЧС

5.1.1. Основными видами разведки являются:

  • биологическая;
  • инженерная;
  • медицинская;
  • радиационная;
  • санитарно-эпидемиологическая;
  • химическая;
  • пожарная.

 

5.1.2. Общие требования к разведке, наблюдению и контролю:

  • непрерывность;
  • своевременность;
  • полнота и достоверность данных.

 

5.1.3. Биологическая разведка должна:

  • определить масштабы и границы зон заражения;
  • выявить источники, определить вид и характер заражения;
  • вести постоянное наблюдение и контроль за изменением обстановки.

 

5.1.4. Инженерная разведка должна:

  • определить состояние наземных транспортных систем, проходимость местности на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;
  • определить места, границы и характер разрушений, завалов, затоплений, образовавшихся в зоне ЧС;
  • определить состояние коммунально-энергетических систем в зоне ЧС;
  • установить наличие потенциальных источников вторичных поражающих факторов в зоне ЧС;
  • установить нахождение пострадавших.

 

5.1.5. Медицинская разведка должна:

  • выявить пораженных, их численность и состояние;
  • наметить пути выноса пораженных и маршруты их эвакуации;
  • определить районы развертывания медицинских пунктов, места для сбора и погрузки пораженных на транспорт для эвакуации в лечебные учреждения вне зоны ЧС.

 

5.1.6. Радиационная разведка должна:

  • выявить источники радиоактивного загрязнения;
  • определить характер, степень и масштабы радиоактивного загрязнения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;
  • определить направления и районы с наименьшими уровнями радиации;
  • вести постоянное наблюдение и контроль за изменением радиационной обстановки;
  • предоставить необходимые данные для введения режимов радиационной защиты населения и сил ликвидации ЧС.

 

5.1.7. Санитарно-эпидемиологическая разведка должна:

  • определить санитарно-эпидемиологическое состояние зоны ЧС, в том числе районов эвакуированного населения и расположения сил ликвидации ЧС;
  • предоставить необходимые данные для введения системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации и карантина);
  • вести постоянное наблюдение и контроль за изменением санитарно-эпидемиологической обстановки в зоне ЧС.

 

5.1.8. Химическая разведка должна:

  • выявить источники химического загрязнения;
  • определить вид опасного химического вещества, характер и масштабы заражения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС;
  • определить обходы участков химического заражения;
  • предоставить необходимые данные для обеспечения мер химической безопасности;
  • вести постоянное наблюдение и контроль за изменением химической обстановки в зоне ЧС.

 

5.1.9. Пожарная разведка должна:

  • определить виды, параметры и границы очагов пожара, скорость и направление распространения огня в очагах пожаров;
  • оценить степень загазованности и задымления в очагах пожаров;
  • определить пожарную обстановку на маршрутах движения сил ликвидации ЧС;
  • выявить потенциально-опасные объекты, находящиеся под угрозой взрыва в связи с близостью к очагам пожаров;
  • определить состояние систем противопожарного водоснабжения.

 

5.2. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зоне ЧС

5.2.1. Аварийно-спасательные работы в зоне ЧС проводят с целью спасения людей и устранения угрозы их жизни и здоровью.

К аварийно-спасательным работам относят:

  • поисково-спасательные работы;
  • горно-спасательные работы;
  • противофонтанные работы;
  • работы, связанные с тушением пожаров;
  • работы по ликвидации медико-санитарных последствий возникновения источников ЧС.

 

5.2.2. Неотложные работы при ликвидации ЧС проводят с целью всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ, оказания населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

5.2.3. Аварийно-восстановительные работы в зоне ЧС проводят с целью локализации отдельных очагов повышенной опасности, устранения аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также по санитарной очистке и обеззараживанию территории.

5.2.4. Аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы в зоне ЧС предусматривают:

  • разведку в интересах проведения указанных работ;
  • инженерное обеспечение ввода и движения сил ликвидации в зоне ЧС;
  • локализацию и ликвидацию различных очагов повышенной опасности;
  • поиск, спасание, оказание первой медицинской помощи и эвакуацию пострадавших;
  • создание минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения в соответствии с ГОСТ Р 22.3.01;
  • обеспечение безопасности населения и сил ликвидации в зоне ЧС;
  • мероприятия по охране окружающей среды при ликвидации ЧС.

 

5.2.5. Экстренную медицинскую помощь в зоне ЧС проводят с целью сохранения жизни и здоровья пораженных и предупреждения различных осложнений их состояния.

Экстренная медицинская помощь включает в себя комплекс лечебно-диагностических, лечебных, лечебно-эвакуационных и санитарно-эпидемиологических мероприятий.

Лечебно-диагностические и лечебные мероприятия предусматривают:

  • проведение биологической и медицинской разведок;
  • определение состояния пораженных, их диагностирование и сортировку;
  • оказание пораженным первой медицинской помощи;
  • оказание пораженным первой врачебной помощи;
  • оказание пораженным квалифицированной и специализированной медицинской помощи;
  • создание условий для последующего успешного лечения и реабилитации пораженных и больных в зоне ЧС или в стационарных лечебных учреждениях вне ее;
  • лечебно-эвакуационные мероприятия - по ГОСТ Р 22.3.02.

 

5.2.6. Санитарно-эпидемиологические мероприятия предусматривают:

  • проведение санитарно-эпидемиологической разведки;
  • установление характера инфекционной патологии;
  • активное раннее выявление инфекционных больных, их изоляцию и эвакуацию в инфекционные больницы из зоны ЧС;
  • предупреждение заноса инфекционных заболеваний в зону ЧС;
  • выявление лиц, подвергшихся риску заражения, медицинское наблюдение за ними;
  • соблюдение мер, снижающих возможность рассеивания инфекции, предупреждения выноса инфекционных болезней из зоны ЧС;
  • введение, при необходимости, системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации, карантина);
  • проведение дезинфекции, дезинсекции, дератизации, детоксикации в зоне ЧС;
  • осуществление экстренной неспецифической и специфической профилактики инфекционных заболеваний по эпидемиологическим показаниям;
  • проведение санитарно-разъяснительной работы среди населения в зоне ЧС по предупреждению инфекционных заболеваний.

 

5.2.7. Охрана общественного порядка в зоне ЧС.

Охрану общественного порядка в зоне ЧС проводят с целью организации и регулирования движения транспортных средств, соблюдения установленного режима, а также воспрещения противоправных действий в зоне ЧС.

Мероприятия по охране общественного порядка предусматривают:

  • организацию регулирования, обеспечение безопасности дорожного движения всех видов транспорта и техники в зоне ЧС, контроль за ее использованием;
  • контроль за соблюдением установленного режима в зоне ЧС;
  • пресечение массовых беспорядков, воровства и мародерства, распространения ложных слухов;
  • охрану материальных ценностей любых форм собственности и личного имущества населения;
  • учет и передачу в соответствующие органы обнаруженных в зоне ЧС материальных ценностей;
  • учет эвакуированного населения, пострадавших, погибших, опознание трупов.

 

5.3. Жизнеобеспечение населения в ЧС - по ГОСТ Р 22.3.01.

5.4. Обеспечение процесса ликвидации ЧС

5.4.1. Обеспечение процесса ликвидации ЧС проводится с целью бесперебойного удовлетворения потребностей сил и населения при ликвидации ЧС, создания благоприятных условий для успешного выполнения мероприятий по ликвидации ЧС.

5.4.2. Основными видами обеспечения являются:

  • инженерное;
  • медицинское;
  • противопожарное;
  • радиационное и химическое;
  • транспортное;
  • дорожное;
  • материальное;
  • техническое;
  • финансовое;
  • метрологическое;
  • гидрометеорологическое.

 

5.4.3. Требования к обеспечению:

  • высокая готовность;
  • надежность;
  • гибкость.

 

5.4.4. Инженерное обеспечение организуется в целях создания благоприятной инженерной обстановки для проведения мероприятий по защите населения и ликвидации ЧС.

5.4.5. Медицинское обеспечение организуется в целях своевременного оказания медико-санитарной помощи пострадавшим, эвакуации, лечения их и восстановления работоспособности и здоровья личного состава сил ликвидации ЧС, проведения комплекса медицинских мероприятий по ликвидации ЧС.

5.4.6. Противопожарное обеспечение организуется в целях создания условий для выполнения задач по ликвидации ЧС, сопровождающихся пожарами.

5.4.7. Радиационное и химическое обеспечение организуется в целях создания условий для выполнения задач по ликвидации ЧС, с радиационным и химическим заражением и заражением объектов внешней среды, снижения его воздействия на личный состав сил и население.

5.4.8. Транспортное обеспечение организуется в целях обеспечения беспрепятственного маневра силами и средствами ликвидации ЧС, своевременного подвоза необходимых материально-технических средств, эвакуации пострадавших и населения.

5.4.9. Материальное обеспечение организуется в целях снабжения материальными средствами, необходимыми для ликвидации ЧС, жизнеобеспечения сил и населения.

5.4.10. Техническое обеспечение организуется в целях поддержания в работоспособном состоянии всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники, используемой при ликвидации ЧС.

5.4.11. Финансовое обеспечение организуется в целях рационального и целенаправленного распределения финансовых средств для оплаты расходов на мероприятия по ликвидации ЧС.

5.4.12. Метрологическое обеспечение организуется в целях поддержания в постоянной готовности техники, различных видов аппаратуры и приборов, используемых при ликвидации ЧС.

5.4.13. Гидрометеорологическое обеспечение организуется в целях всесторонней оценки элементов погоды, своевременного выявления опасных метеорологических и гидрологических процессов, оценки их возможного влияния на действия сил и проведение мероприятий по защите населения при ликвидации ЧС.

5.5. Организация и руководство ликвидацией ЧС

5.5.1. Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации ЧС осуществляется:

  • в соответствии с планом предупреждения и ликвидации ЧС на обслуживаемых ими объектах и территориях;
  • в соответствии с планом взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях;
  • установленным порядком действий при возникновении и развитии ЧС;
  • по решению уполномоченных на то должностных лиц в соответствии с законодательными актами и субъектов Российской Федерации.

 

5.5.2. Руководство всеми силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ. Их решения, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне ЧС, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

5.5.3. Руководители работ по ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения:

  • о проведении эвакуационных мероприятий;
  • об остановке деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС;
  • о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне ЧС;
  • об ограничении доступа людей в зону ЧС.